С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его
биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он
обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у
нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа
Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую
богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран
Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору
рекомендательное письмо к гелиопольским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор побывал
в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно открывали
чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при
посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они
разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до этого
не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал
египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и
такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор
почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен
стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и
стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в
отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали
соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни,
придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что именно
в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой
прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и
нравственной культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий